en ru
ru
Миллионы начинаются с корпоративной культуры

Миллионы начинаются с корпоративной культуры

Новости

Автор: Хилола Сулейманова

Часто молодые люди просят совет, какой им открыть бизнес, как построить многомиллионную компанию, как добиться успеха. Я наблюдаю, как студенты не окончив вуз, пытаются создать стартап, или менеджеры с опытом бросают карьеру и открывают новые компании. С одной стороны, это радует, но важно понимать, что бизнес ради бизнеса долго не просущетсвует. Создать компанию с устойчивым развитием без серьезной идеи изменить мир почти невозможно.

За последние 10 лет я посетила сотни офисов различных компаний в Узбекистане, Казахстане, России, Германии, США, Малайзии. Удивительный факт, когда заходишь в офис, первое впечатление создает атмосфера, которой пропитана вся компания. Это как аромат, который тебя окутывает. Все бросается в глаза: какой интерьер офиса, как организованы столы у сотрудников, с каким выражением лица вас встречает секьюрити и офис менеджер, чем заняты сотрудники, как они вас приветствуют. В каждом офисе своя энергетика: в одних все кипит и не стоит на месте, а в других возникает ощущение болота.

Я беседовала с сотнями владельцов бизнеса и тысячами топ менеджеров. В основном это мужчины от 30 до 50 лет. В голове всегда возникал вопрос, почему одни очень успешны, другие менее, а третьи прожигают жизнь.

Стала изучать компании и владельцев, потому что было любопытно узнать, как создать успешный бизнес. Мое невероятное открытие - все дело в нашем мышлении. Все успешные компании и успешные менеджеры мыслят немного по другому паттерну. Как оказалось, это не мое открытие. Один друг посоветовал книгу Криса Зука и Джеймса Аллена «Менталитет основателя». Авторы книги 40 лет проработали в компании Bain&Co и изучили тысячи компаний по всему миру с высокими темпами роста. Книга доказывает, что самые успешные компании сумели сохранить менталитет основателя.

Менталитет основателя включает в себя три основные составляющие: миссию, одержимость работой с клиентами и образ мышления собственника даже у рядового сотрудника.

5c06249fa7719.jpg

Менталитет основателя является культурой компании и не просто декларируется в лозунгах, ее реально осознают и разделяют все сотрудники. Они приходят на работу ради этой культуры. У всей команды настрой на достижение единой цели, которая их объединяет, а также есть единая модель поведения, направленная на работу с клиентами. Все это закладывает основатель, и его энергия заряжает тысячи сотрудников. Именно такие компании чаще всего способны долго поддерживать прибыльный рост. Если обратить внимание на компании, которые более сотни лет успешны, то заметно, что они сумели сохранить именно этот дух. Заходя в эти компании, чувствуешь энергию, драйв, счастье, ощущаешь, что у сотрудников есть чувство сопричастности к выполнению общей миссии.

Например, когда заходишь в офис компании OLX в Ташкенте, с первого шага погружаешься в необычную атмосферу легкости и деловой ажурности. Людям, привыкшим к бюрократии, иерархии, может показаться, что там сплошной хаос. Однако это далеко не так.

5c0624b139583.jpg

Смотришь на команду OLX и чувствуешь, что существует некая синергия – они работают как единый организм. Беседуешь с их сотрудниками и проникаешься их миссией и ценностями.В компании работает очень молодая команда. OLX по всему миру известна, как социальная компания, которая заботится о своих сотрудниках: есть возможность обучаться в корпоративной академии, учить бесплатно английский язык, у каждого сотрудника есть медицинская страховка и возможность заниматься спортом. Компания позволяет работать сотрудникам на удаленке и с гибким графиком. Главное в компании - достижение целей. Сотрудники настолько пропитаны общими целями и проникнуты общей миссией, что готовы выкладываться на всю тысячу процентов. Чувствуется, что сюда приходят люди, которые готовы перенять образ мышления собственника. Как утверждают авторы книги «Менталитет основателя», образ мышления собственника состоит из трех составляющих: 1. фокус на издержках – такие сотрудники относятся к расходам и инвестициям компании, как к собственным. 2. Готовность к действиям – сотрудники быстро и эффективно принимают и исполняют решения. 3. Неприятие бюрократии - сотрудники стараются работать командно, а не посредством многоуровневых структур. В OLX есть принцип подбора персонала, который как раз помогает привлечь сотрудников с мышлением собственника.

Принцип принимать на работу только людей способных работать основан на основных ценностях компании: Быть открытым. Быть активным. Быть инновационным.

Взамен на желание изменить мир, компания создает такие условия, что сотрудники работают с удовольствием. Общие ценности помогают поддерживать правильные модели поведения.

«Свобода действий при ответственности за результат» – основной принцип работы в OLX. Здесь уверены, что талантливым людям не нужны жесткие рамки и правила: профессионалы самостоятельно направляют энергию в нужное русло. Задачи компании требуют нестандартных решений, поэтому сотрудники готовы экспериментировать и брать на себя ответственность. Компания создает максимально комфортную атмосферу для креативной работы: есть места, чтобы уединиться и обдумать задачу в одиночестве, есть и пространства для коллективного брейншторминга.

Многие скептики будут утверждать, что OLX - международная компания, и поэтому у них все так получается. А ведь поддержка корпоративной культуры никак не связана с происхождением компании. В этом случае, я могу привести в пример наш отечественный стартап LeBazar.

5c0624dc573c1.jpg

Когда попадаешь в компактный офис и осознаешь, что в компании работает всего чуть больше сорока человек, то масштаб их влияния на рынок удивляет. Когда пользуешься их сервисом, создается ощущение, что они - огромная международная компания с миллиардными бюджетами. В их офисе чувствуется, что команда одержима общей идеей - создать максимально комфортный сервис клиентам, изменить культуру шопинга в целом.

Не хотелось бы сравнивать две компании, но удивительно, что и в офисе OLX и в офисе LeBazar есть особенная атмосфера, энергетика, вера в большую миссию, вовлеченность каждого сотрудника. Две абсолютно разные компании делает схожими способность поддерживать дух основателя, поддерживать одержимость клиентами, желание изменить мир. Например, в LeBazar идет борьба за лояльность каждого клиента. Компания готова превосходить ожидания. Бывают различные ситуации, но команда старается найти оптимальное решение для каждого клиента.

Миссия LeBazar: «Мы стремимся к тому, чтобы покупки стали удобными, выгодными, а также приносили удовольствие».

Интересно наблюдать за работой команды и осознавать, что абсолютно незнакомые люди работают, как одна большая дружная семья. Люди вместе радуются и грустят, хлопают друг друга по спине и весело кричат при достижении поставленных целей. Особенно понравился ритуал ставить цель - превзойти себя и достигнуть нового рекорда в количестве выполненных заказов в сутки. Когда такой рекорд достигается, компания организует сюрприз в виде корпоративной вечеринки для всех членов команды. В компании нет бюрократии и жесткой иерархии, каждый член команды может высказать свое мнение и дать идеи для развития. В целом LeBazar - одна из немногих компаний, в которых работает коллективный разум, и команда подобрана очень органично. Несмотря на то, что компания не пользуется услугами рекрутеров и у них даже не сформирован HR отдел. В то же время у компании есть принципы, по которым они набирают в команду людей. Интересно, что и в OLX, и в LeBazar не имеет значение, какое у человека образование, есть ли высшее образование вообще.

Три аспекта, на которые делает упор LeBazar при подборе персонала:

  • Soft skills - человек адекватно воспринимает окружающий мир. Готов меняться, развиваться.
  • Профессионализм. Каждый человек должен быть профессионалом в своем деле.
  • Честность.

Вместо заключения

Если вы хотите начать свой бизнес, задумайтесь, а для чего вы это хотите? Какую ценность вы принесете миру? Основатели всех успешных компаний, начинали бизнес, в первую очередь, ради того, чтобы изменить мир. Будьте готовы, что будет много сложностей как внешних, так и внутренних. Однако, если в вас и вашем менталитете есть стержень, есть настоящая идея и цель, то ваш бизнес обязательно достигнет великого успеха.

Объявлены победители ежегодной HR-премии Davinci 2022

Программа HR-tech Конференции и Премии DaVinci 2022

Премия DaVinci 2022: открыт приём заявок

Итоги голосования "Самый желаемый работодатель года"

Премия DaVinci "Лучший работодатель года 2021"

Впервые в Узбекистане: Обзор Рынка Труда по Ферганской Долине

Новый Обзор Рынка Труда 2021

Мнения HR-экспертов: как компании работают с рекрутерами

Итоги 2020 в НR: Анна Ефимова о том, как изменился рынок труда

Первая Школа Рекрутинга теперь онлайн

Проведение семинара для сотрудников Министерства занятости и трудовых отношений

Лучший работодатель Узбекистана 2020

DaVinci Management Consulting запускает новое исследование «Обзор Рынка Труда 2020-2021».

Потребительская Корзина - Апрель VS. Июль 2020

Обзор рынка труда 2020

Премия «Лучший работодатель 2019» по версии Davinci Management Consulting

Job Fest 2019

DaVinci Management Consulting выступила спонсором февральского Business Mixer

Прошла очередная встреча участников HR-Club в формате Sumalak Party

Вновь состоялась встреча участников HR – Club в формате мастер-класса.

Ключевые показатели рынка труда в Узбекистане

Выявлен ежегодный рейтинг лучших компаний в Узбекистане

Лучший работодатель Узбекистана — кто он?

Компания DaVinci Management Consulting приняла участие в SAP Forum Ташкент

Компания Davinci Management Consulting стала членом American Chamber of Commerce in Uzbekistan.

Молодежная конференция DreamJob для студентов

Как научиться развивать управленческие таланты и лидерские качества?

Награждены самые желанные и заботливые работодатели в Узбекистане

Объявлен второй набор в «Первую школу рекрутинга» в Узбекистане

HR-конференция «Привлечение и развитие талантов» пройдет в Ташкенте

Анна Ефимова: «Человеческий капитал — одна из главных ценностей»

Студент IUT Азиз Сияев выиграл грант компании DaVinci Solutions

Компания Ucell признана лучшим работодателем в сфере телекоммуникаций!

Социальный проект DaVinci MANAGEMENT CONSULTING для студентов Dream Talks набирает обороты

Первая школа рекрутинга в Узбекистане

DaVinci Management Consulting